РП по родной (русской) литературе за 5 класс

Оглавление.
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………………..3
2.Цели и задачи учебного предмета…………………………………………………………………………………………………………………5
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса............................................................................................................................6
4. Содержание учебного предмета, курса.................................................................................................................................................................15
5.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………….17
6.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.........................................................................................................................19

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования
составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература»,
входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением
ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной
художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы
обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на
основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую
ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный
предмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)»
способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем
учебный предмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература»,
входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
— отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский
национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

3

— более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историкокультурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как
особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская)
литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое
на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в
предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с
дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные
особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой
курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
— «Россия — родина моя»;
— «Русские традиции»;
— «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в
рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в
литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемнотематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения
фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы —
русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национальнокультурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать,
как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до
наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
4

В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет
прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература»,
входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области
«Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости
от принадлежности к многонациональному народу России;
— формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историкокультурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному
наследию;
— осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и
ответственности за сохранение русской культуры;
— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога
культур всех народов Российской Федерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национальноспецифичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
5

— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов
Российской Федерации, их взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной русской литературы;
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных
источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе

6

правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования
должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного
сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
—
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
7

— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
—
способность
адаптироваться
к
стрессовым
ситуациям
и
меняющимся
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
8

социальным,

— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:
—
установка
на
активное
участие
в
решении
практических
задач
(в
рамках
семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:

9

— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
—
способность
действовать
в
условиях
неопределённости,
повышать
уровень
своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.

10

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
—
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
11

Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
12

— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1)Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2)Самоконтроль:
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное
13

в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3)Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
2)
иметь
начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в
рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Отечественной
войне
1812 года,
о
проблемах подростков
и
о
своеобразии
русского
языка и
родной
речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя
создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения;
5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть
элементарными умениями работы с разными источниками информации.

14

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти произведений).
Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г.
Паустовский «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя
как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без
перерыва…» и др.
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Рождество
Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др.
А. И. Куприн. «Бедный принц».
Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык».
15

В. И. Белов. «Скворцы».
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов«Партизан» (отрывок) и др.
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь»и др.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные практическ
работы
ие работы

Дата
изучения

Виды
деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1. Преданья старины глубокой

4

0

0

1.2. Города земли русской

3

0

0

1.3. Родные просторы

5

0

0

Итого по разделу

Составление Рабочие листы.
сравнительных
таблиц по
произведениям
. с
Работа
Индивидуальные
задания.
наглядным
материалом.
Творческие
задания.

Проверочная
работа.

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/14/5/
http://www.edu.ru/modules.php?
http://lit.1september.ru/ – Электронная
версия газеты «Литература». Сайт для
учителей «Я иду на урок литературы»

http://www.rulex.ru/
биографический словарь.

Русский

12

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1. Праздники русского мира

5

0

0

2..2. Тепло родного дома

6

0

0

Итого по разделу

11
0

0

Выразительное Индивидуальные http://lit.1september.ru/ – Электронная
чтение.
задания.
версия газеты «Литература». Сайт для
учителей «Я иду на урок литературы»
Проверочная
Творческие
http://www.rulex.ru/
Русский
работа.
задания.
биографический словарь.

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1. Не до ордена — была бы Родина

2

Рабочие листы.
Работа с
историческими
справочниками
.
17

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/14/5/
http://www.edu.ru/modules.php?

3.2. Загадки русской души

3

0

0

3.3. О ваших ровесниках

2

0

0

3.4. Лишь слову жизнь дана

4

0

1

Итого по разделу

11

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

1

Рабочие листы.
Работа с
историческими
справочниками
.
Рабочие листы.
Работа с
наглядным
материалом.

Творческое
задание.

18

Проверочная
работа.

http://lit.1september.ru/ – Электронная
версия газеты «Литература». Сайт для
учителей «Я иду на урок литературы»

http://www.rulex.ru/
биографический словарь.

Русский

http://lit.1september.ru/ – Электронная
версия газеты «Литература». Сайт для
учителей «Я иду на урок литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Родная русская литература. 5 класс» О.М. Александровой и др. (М.: Просвещение, 2021)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Родная русская литература. 5 класс. Учебник. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ http://www.edu.ru/modules.php?
Каталог образовательных ресурсов по литературе http://litera.edu.ru/
– Коллекция: русская и зарубежная литература для школы http://lit.1september.ru/
– Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы» http://olympiads.mccme.ru/turlom/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Исторические справочники, рабочие листы, презентации.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
- ноутбук;
-телевизор

19

20

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».