Программ. РЯ 6-9

Оглавление.
1.Пояснительная записка к программе 6 кл.………………………………………………………………………………………………………7
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета 6 кл..............................................................................................................................7
3.Содержание учебного предмета 6 кл.....................................................................................................................................................................8
4.Пояснительная записка к программе 7 кл………………………………………………………………………………………………………10
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета 7 кл.............................................................................................................................10
6.Содержание учебного предмета 7 кл....................................................................................................................................................................11
7.Пояснительная записка к программе 8 кл.………………………………………………………………………………………………………13
8.Планируемые результаты освоения учебного предмета 8 кл.............................................................................................................................13
9. Содержание учебного предмета 8 кл....................................................................................................................................................................15
10. Пояснительная записка к программе 9 кл……………………………………………………………………………………………………...16
11.Планируемые результаты освоения учебного предмета 9 кл............................................................................................................................16
12.Содержание учебного предмета 9 кл....................................................................................................................................................................19
13.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 6-9кл.…………………………….....22

2

ПРОГРАММА 6 КЛАСС
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и
Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х
частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2012. Программа
составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) Учебник соответствует требованиям общеобразовательного
стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 6 класса
основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует
направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном
уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Планируемые результаты.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение
разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
свободно пользоваться орфоэпическим словарем;
3

- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим
значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение
общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов,
фразеологизмов);
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);
составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных
частей речи; - по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи
в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении
орфографических задач);
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых
подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в
словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с
причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение 4 ч
Язык. Речь. Общение
Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общение. Ситуация общения. Компоненты
речевой ситуации. Функциональные разновидности языка. Текст. Основные признаки текста. Орфоэпические нормы
Морфемика. Словообразование. Орфография 11 ч
Состав слова. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологические) —приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов,
аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.Понятие об этимологии и
этимологическом разборе слов. Этимологические словари.Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор-/-гар-, -кос-/-кас. Правописание соединительных гласных o и e.Правописание гласных в приставкахпре- и при..
Лексикология. Культура речи 24 ч
Повторение сведений по теме , полученных в 5 классе. Общеязыковые и художественные метафоры.Исконно русские слова. Заимствованные
слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
Устаревшие слова. Неологизмы.Основные пути пополнения словарного состава русского языка.Толковые словари иностранных слов,
устаревших слов.Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки
фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в
речи. Фразеологический словарь.
4

Грамматика. Морфология. Культура речи 88ч.
Имя существительное 15ч
Части речи в русском языке. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные существительных. Несклоняемые и
разносклоняемые существительные . Общий род существительных. Словообразование имен существительных. Сложносокращенные имена
существительные.Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах-ок (-ек), -онк, онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
Имя прилагательное 22 ч
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению.
Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные.Морфологический разбор имени
прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск. Словообразование прилагательныхДефисное и слитное
написание сложных прилагательных
Имя числительное 16 ч
Имя числительное как часть речи.. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая
роль числительных. Количественные. Порядковые числительные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в
падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Разряды
количественных числительныхСклонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых
числительных. Синтаксическая рольимен числительных в предложении. Морфологический разбор числительного
Местоимение 17 ч
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений.
Текстообразующая роль местоимений.Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после
предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и
после приставки кое-.Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения.
Глагол 18 ч.
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Пра
вописание гласных в суффиксах глагола.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 11 ч
Основные единицы синтаксиса. Простое, сложное, осложненное предложение. Порядок слов в предложении. Синтаксический разбор
простого и сложного предложения
5

ПРОГРАММА 7 КЛАСС
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) составлена на
основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, Примерных программ по учебным предметам (Русский язык)
ФГОС второго поколения, УМК Русский язык. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос.
акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2014. Программа составлена для учащихся 7 класса и
рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)
Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей
ФГОС основного общего образования нового поколения.
Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы основного
общего образования по русскому языку, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию
универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТкомпетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового чтения и работы с
текстом.
Планируемые результаты.
В результате изучения русского языка в 7 классе учащиеся должны осваивать содержание предметной области «Русский язык» и
универсальные учебные действия, помогающие в изучении других предметов школьной программы: умение формулировать цель своей
деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, извлекать и обрабатывать необходимую информацию
из различных источников и др.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
6

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение
разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение. 10ч
Роль языка в жизни общества и государства в современном мире. Место языка в кругу славянских языков, роль старославянского языка в
развитии русского языка. Основные формы функционирования современного русского языка.Различия разговорной и книжной речи.
Языковые средства выразительности
Морфология. Причастие. 31 ч.
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Принципы группировки частей речи.Причастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)
Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий. Правописание безударных падежных окончаний в причастиях.
Причастный оборот. Его роль в предложении. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (после определяемого
слова, выраженного именем существительным. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Написание суффиксов причастий (-ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-)). Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени . Написание суффиксов причастий (-ем-(-ом-), им-). Полные и краткие причастия. Н и нн в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Буквы а (я) и е перед нн в
страдательных причастиях прошедшего времени. Не с причастиями
Деепричастие. 17 ч
Деепричастие – особая форма глагола (общее значение; морфологические признаки, синтаксическая роль). Не с деепричастиями. Одиночные
деепричастия и деепричастия с зависимыми словам. Пунктуация. Знаки препинания при одиночном деепричастии. Знаки препинания при
деепричастном обороте. Деепричастия несовершенного и совершенного вида (образование, употребление в речи
7

Наречие. 29 ч.
Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Наречие как средство связи предложений в тексте, а также как
способ повышения выразительности речи и выражения оценки. Не с наречиями на -о, (-е)
Степени сравнения наречий (ознакомление). Ударение в наречиях. Способы образования наречий (ознакомление). Не и ни в наречиях. Буквы
о, а на конце наречий; буквы о, е после шипящих на конце наречий; буква ь на конце наречий после шипящих. Н и нн в наречиях.
Слитное и раздельное написание наречий. Дефис в наречиях
Служебные части. Междометие. 49 ч.
Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов. Правописание предлогов Союз как служебная часть речи.
Общие сведения о сочинительных и подчинительных союзах. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению
(ознакомление). Междометие, его особенности. Звукоподражательные слова, их назначение в речи

8

ПРОГРАММА 8 КЛАСС
Рабочая программа по русскому для 8 класса по учебно-методическому комплексу авторов Л.М. Рыбченковой, О.М., Александровой,
О.В. Загоровской и др. осуществляется в соответствии с Программой по русскому языку для 5-9 классов основной общеобразовательной
школы (Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык. Рабочие программы.5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011) и реализует
основные идеи федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования.
Программа рассчитана на 102 ч. (3 ч. в неделю).
Изучение русского языка в VIII класса продолжает и развивает идеи, заложенные в учебниках 5-9 классов: изучение языка во всей
совокупности его проявлений, функционально-семантический подход к явлениям языка, формирование научного взгляда на функцию и
развитие языка в связи с развитием общества, учет межпредметных и внутрипредметных связей, развитие у школьников логического
мышления и умения самостоятельно пополнять свои знания.
На данном этапе начинается изучение синтаксиса как раздела грамматики, который занимает центральное место в программе 8 класса.
В 8 классе цель развития речи состоит в том, чтобы усилить речевую подготовку учащихся, научить их сознательно строить тексты разных
типов и стилей речи, осознанно используя при этом языковые средства, наиболее уместные в каждой конкретной коммуникативной
ситуации.
Планируемые результаты.
Предметные:
Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом. Усвоение основ научных знаний о родном
языке. Понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
Владение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; распознание и
анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения; проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использование выразительных средств языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической
и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Предметные:
Умение опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты,
допускающие неоднозначную интерпретацию. Умение употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Умение
выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры. Умение использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных
и письменных высказываний. Умение проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической
9

речевой деятельности. Умение использовать выразительные средства языка. Умение оценивать эстетическую эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
владение всеми видами речевой деятельности, понимание информации, владение разными видами чтения. Соблюдение в практике речевого
общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; Соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. Адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух. Способность извлекать информацию из различных источников осуществлять расширенный
поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Овладение приемами отбора и систематизации материала,
пользоваться словарями, справочниками; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;высказывать и обосновывать свою точку
зрения. Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов. Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью развернутости. Способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Выступать перед
аудиторией сверстников с сообщениями. Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивные:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ. Принимать решение в проблемной ситуации.
Личностные УУД:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к
речевому самосовершенствованию. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Учебный процесс в
соответствии с целями и планируемыми результатами строится на системно - деятельностной основе.
10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение 5 ч
Культура речи. Речь и ее разновидность. Текст, его основная мысль. Текст: способы и средства связи предложений в тексте. Функциональные
разновидности русского языка. Стили тречи

Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 2 ч
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. 6 ч.
Словосочетание.
Виды словосочетаний. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании.
Синтаксический разбор словосочетаний
Простое предложение. 3 ч
Грамматическая основа
Двусоставное предложение. 7 ч.
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Правильное согласование главных членов предложения.
Второстепенные члены предложения 8 ч.
Второстепенные члены предложения, их роль. Определение. Дополнение. Обстоятельство.
Односоставное простое предложение. 15 ч
Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом - сказуемым: определённо-личные, неопределённо-личные,
безличные. Предложения с главным членом - подлежащим. Назывные предложения.
Простое осложненное предложение. 15 ч.
Понятие однородности членов предложения. Средства связи между однородными предложения. Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Предложения с обособленными членами 14.ч.
Понятие обособления второстепенных членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями 9 ч
Обращение. Понятие водности как речевой категории. Вставные конструкции.
Способы передачи чужой речи речью. 8 ч
Прямая речь и ее оформление. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение.
Повторение и систематизация изученного. 10 ч.

11

Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Порядок слов в предложении. Интонация
простого предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства.Уточняющие члены предложения.
Основные орфограммы, изученные в течение года

12

ПРОГРАММА 9 КЛАСС
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе предметной программы, входящей в состав основной
образовательной программы основного общего образования. авторов Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой «Русский язык» 9 класс» изд.
«Просвещение», 2014.
Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования. Программа расчитанана 136 часов (4 часа в неделю).
Планируемые результаты.
Личностные результаты
Понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
Осознания эстетической ценности русского языка; уважительные отношения к родному языку, гордость за него; потребности сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
У обучающегося могут быть сформированы:
Умение использовать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Познавательные: формулирование проблемы; построение логической цепи рассуждения, нахождения доказательства, подтверждающие
или опровергающие тезис.
Осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников; определение основной и
второстепенной информации, осмысливание цели чтения; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.
Регулятивные:постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при
необходимости изменять ее; Осуществление самоконтроля, самооценку, самокоррекции. Классифицирование языковых явлений и фактов.
Различие формы поиска информации и разные способы передачи ее.
Коммуникативные:
Владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Адекватно
восприятие устной и письменной речи. Точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
Соблюдение в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
Предметные результаты
представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального
общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
13

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении
образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
2. владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной
информации);

владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и
жанров;

владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой,
периодическими изданиями;

способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным
пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной
разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо:

умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и
организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного
русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных
правил орфографии и пунктуации;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми
средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
1.

14

осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового
оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4. усвоит основы научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5. освоит базовые понятия лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6. владеть навыками различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных
признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
7. осознает эстетическую функцию родного языка, приобретет способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов художественной литературы, анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности
языка; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав опознавать
лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение),опираться
на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
На изучение русского языка в 9 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Введение. Повторение 37 ч.
Язык и культура. Основные формы существования национального русского языка Русский язык как развивающееся явление. Развитие
словарного состава русского языка. Функциональные разновидности языка Официально-деловой стиль . Основные жанры официальноделового стиля: расписка, доверенность, заявление. Русский язык-язык художественной литературы. Художественный стиль.
Публицистический стиль. Разговорный стиль Фонетика. Графика. Орфография. Лексика. Фразеология. Орфография Написание не с
разными частями речи. Правописание приставок. Правописание корней с чередованием гласных. Написание о,ё после шипящих в корнях,
суффиксах и окончаниях разных частей речи. Написание слов с шипящим на конце. Морфология. Самостоятельные и служебные части
речи. Морфология. Именные части речи. Морфология. Глагол. Морфология. Причастие. Деепричастие. Морфология.. Служебные части
речи. Словосочетание. Виды связи словосочетаний. Простое предложение и его грамматическая основа. Виды односоставных
предложений. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Повторение и сиситематизация материала
за 5-8 класс
Синтаксис и пунктуация 93 ч
Сложное предложение. 7 ч.


15

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения:
интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова).
Сложносочиненное предложение. 13 ч
Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Средства связи частей сложносочинённого предложения Смысловые отношения
между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений. Сложносочинённые предложения с
соединительными союзами.Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с
противительными союзами Знаки препинания в сложносочиненных приложениях. Синтаксический и пунктуационный разбор
сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения . Повторение темы «Сложносочиненное
предложение»
Сложноподчиненное предложение. 43 ч
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Классификация сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Группы сложноподчиненных предложений с придаточными
обстоятельственными. Сложноподчиненные предложение с придаточными времени. Сложноподчиненные предложения с придаточными
места. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными
условия, уступки. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных. Знаки
препинания в сложноподчинённых предложениях Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Повторение темы
«Сложноподчиненное предложение».
Бессоюзное сложное предложение. 19 ч.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды
бессоюзных сложных предложений. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном
сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи. 11 ч.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связиожных предложений с разными видами связи Синтаксический и
пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи Знаки препинания в сложном предложении. Повторение темы
«Сложное предложение»
Повторение 6ч.
Повторение и систематизация изученного . Подготовка к ГИА,.Итоговая контрольная № работа в формате ОГЭ. Обобщение изученного
16

1
2

3

4

5
6
7

8
9
10

Тематический план. 6 класс
Модуль воспитательной
Примерная
Рабочая
Раздел программы
программа программа программы Школьныйурок
День Знаний
Введение.
4
4ч
Международный день
Морфемика, словообразование,
распространения
11
11ч.
орфография.
грамотности.
Всероссийский урок
Лексикология, орфография. Культура
безопасности школьников
24
24ч.
речи.
в сети Интернет..
Всемирный день
приветствий. Урок
Имя существительное.
15
15ч.
общения
Уроки здоровья и пропаганды
Имя прилагательное.
22
22ч.
ЗОЖ.
День Героев Отечества. День
Имя числительное.
16
16ч.
ручного письма.
ДеньЗащитника Отечества
Урок «ВоссоединенияРоссии и
Местоимение.
17
17ч.
Крыма».
День юмора и смеха..
Глагол.
18
18ч.
День славянской письменности
Синтаксис, пунктуация. Культура
11
11ч.
икультуры
речи
Всего
136
136 ч.
9

17

К/и

К/с

К/д.

К/р

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
2

2

2

5

№
1
2

3
4
5
6
7

8

Тематический план 7 класс
День славянской
Примерная
Рабочая
К/ д.
Раздел программы
программа программа письменности икультуры
Международный день
1
Введение.
10
10
распространенияграмотности.
Всероссийский урок
Морфология.
безопасности школьников в сети
31
31
Причастие.
Интернет..
Всемирный день
Деепричастие.
17
17
приветствий. Урок –общения
День Героев Отечества.
Наречие.
29
29
Урок Мужества
День ручного письма
Служебные части речи. Междометие.
15
15
Предлог.
День Земли.
Союз.
18
18
1
День
Победы
в Великой
Отечественной войне 1941-1945
Частица
13
13
годов.
День
славянской
письменности и
Междометие
3
3
культуры.
Всего
136
136
8
2

18

К/и

К/с.

1

К/ р

1

1
1

1
1
1

1
1

2

2

5

Тематический план 8 класс
№

Раздел программы

Примерная
программа

Рабочая
программа

1. Введение.

5

5

2. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
3. Словосочетание.

2
6

2
6

4. Простое предложение.
5. Двусоставное предложение.

3
7

3
7

Второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения.
Простое осложненное предложение
Обособленные члены предложения.

8
15
15
14

8
15
15
14

10. Предложения с обращениями,
вводными и вставными конструкциями
11. Способы передачи чужой речи
12. Повторение и систематизация
изученного в 8 классе

9

9

6.
7.
8.
9.

Всего
:

7
11

7
11

102

102

19

Модуль
воспитательной
программы
Школьный
урок
Международный день
распространения
грамотности.

К/и

К/с К/д

1

Всероссийский урок
безопасности школьников в
сети Интернет.
Всемирный день
приветствий.

1

1

Деньручного письма»
День Российской науки
День Воссоединения Крыма
с Россией
День космонавтики
Единый Урок Памяти
День славянской
письменности и
культуры.
9

К/р

1
1
1
1

2

1
1

1

2

6

1

2

3

Тематический план 9 класс
Раздел программы

Примерная
программа

Рабочая
программа

1

Введение.Повторение

37

37

2

Сложное предложение

7

7

3

Сложносочиненное предложение

13

13

4

Сложноподчиненное предложение

43

43

5

Бессоюзное сложное предложение

19

19

6

Сложное предложение с разными видами
связи

11

11

7

Повторение

6

6

8

Всего

136

136

20

Модуль
воспитательно
йпрограммы

«Школьный урок»
Международный день
распространения
грамотности
День народного
единства
Международный день
толерантности
Международный день
толерантности
Международный день
родного языка. День
защитника Отечества
Всемирный день
здоровья. День
космонавтики
День Победы в
Великой
Отечественной войне
1941-1945 годов
Международный день
семьи
7

К/и

К/с К/д

К/р

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

2

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».