РП. Химия 8-9 классы

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка ......................................................................................…………3
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»…………………… …4
Содержание учебного предмета «Химия»…………………………………………………9
Тематический план …………………………………………………………………………15

2

1. Пояснительная записка
Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями).
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Красногвардейская школа №1» Красногвардейского
района Республики Крым (ФГОС), утвержденная приказом МБОУ «Красногвардейская школа №1» от 31.08.2015 г. №277 (далее –
ООП ООО).
Рабочая программа является приложением к ООП ООО и ориентирована на работу с учебниками по химии:
- Химия. 8 класс. Учебник дл общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис,
Ф.Г. Фельдман. - М : Просвещение, 2014- 208с.
- Химия. 9 класс. Учебник дл общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис,
Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2014- 208с. Составлена с учетом Программы воспитания МБОУ «Красногвардейская школа №1»
на 2020/2021- 2024/2025 учебные годы, годового календарного плана воспитательной работы на 2021-2022 учебный год. (Приложение
1).
Цель - вооружение обучающихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной
деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада
в развитие научного миропонимания учащихся.
В данной программе выражена гуманистическая и химико- экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В
ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня
материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.
Задачи:
- вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения;
- раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для
правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
- внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
- развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
- развить экологическую культуру учащихся.
Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы. Помимо основ науки, в содержание предмета химия
включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию
познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В программу 9 класса внесены следующие дополнения: введен раздел «Повторение важнейших вопросов курса химии 8
3

класса». В нем закрепляются базовые, наиболее сложные для усвоения учащимися понятия, важнейшие умения и навыки,
приобретенные в 8 классе и необходимые для качественного восприятия программы 9 класса.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а
также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых
познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными
пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами
во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные
решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.
п.).
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является
овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности.
При изучении химии обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и
пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
4

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения химии обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные
стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить
способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные УУД:
 самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:








анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать
её достоверность.
5

Коммуникативные УУД:











определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать
свою мысль;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
организовывать учебное взаимодействие в группе;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные результаты:
Выпускник научится:














характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
6
































соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований,
солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в
периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе
Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
7




















раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»,
«окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по их формулам: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота,
аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;




грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом,
металлами,
основаниями,
галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:



выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их
способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;




8











прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней
окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных
классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению
свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний,
предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Одним из результатов реализации рабочей программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа признана обеспечить достижение
обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые
качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

3. Содержание учебного предмета «Химия».
8 класс
(2 ч в неделю; всего — 68 ч.)
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Правила поведения в кабинете химии. Тела и вещества. Методы познания в химии: наблюдение, измерение,
эксперимент. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Физические и химические явления. Химические реакции.
Условия и признаки протекания химических реакций. Безопасное использование веществ и химических реакций в повседневной
жизни.
Практические работы:
1. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Признаки протекания химических реакций.
9

Лабораторные опыты:
1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
2. Примеры физических и химических явлений (прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с соляной кислотой,
разложение пероксида водорода под действием катализатора и т.п.)
3. Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ
Атом. Молекула. Ион. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Относительная атомная масса. Закон
постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического
элемента в соединении. Атомно-молекулярное учение. Валентность химических элементов. Моль – единица количества вещества.
Молярная масса. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Типы химических реакций (соединение,
разложение, замещение, обмен).
Кислород. Водород.
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Получение кислорода в лаборатории и промышленности.
Физические и химические свойства кислорода. Применение кислорода. Воздух. Состав воздуха. Горючие вещества. Тепловой
эффект химических реакций. Понятие об экзотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Получение
водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Взрывоопасные вещества. Применение
водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Практические работы:
4. Получение кислорода и изучение его свойств
5. Получение водорода и изучение его свойств
Вода. Растворы.
Вода. Физические свойства воды. Круговорот воды в природе. Физические свойства воды. Вода — растворитель.
Растворимость веществ в воде. Растворы. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Химические
свойства воды (взаимодействие с щелочными металлами, оксидами) Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных
средах.
Практические работы:
6. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации:
1.

Анализ воды. Синтез воды
10

2.
3.

Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием, магнием).
Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора, углекислым газом. Испытание полученных растворов индикаторами.

Важнейшие классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и
применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические
свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Токсичные
вещества. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства
солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Практические работы:
7. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Лабораторные опыты:
4. Ознакомление с образцами оксидов
5.Свойства растворимых и нерастворимых оснований
6. Действие кислот на индикаторы,
7. Отношение кислот к металлам
8. Вытеснение одного металла другим из раствора соли
Демонстрации:
3.
Образцы кислот, оксидов, оснований и солей.
4.
Нейтрализации щелочи кислотой в присутствии индикаторов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Амфотерные оксиды
и гидроксиды. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И. Менделеева.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение атома: ядро, электронная оболочка. Состав ядра атома:
протоны, нейтроны. Изотопы. Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости.
Заполнение электронных слоёв у атомов первых 20 химических элементов. Закономерности изменения свойств атомов химических
элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение
Периодического закона Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
5.Физические свойства щелочных металлов.
11

6.Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов.
7.Взаимодействие натрия с водой.
8.Физические свойства галогенов.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная,
ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
Демонстрации:
9. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями
Обобщение

9 класс
(2 ч в неделю; всего —68 ч.)
Повторение некоторых вопросов курса 8 класса
Химические элементы и их свойства. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Относительная электроотрицательность, степень окисления.
Валентность. Сведения о составе и номенклатуре основных классов неорганических соединений.
Демонстрации.
Образцы неорганических соединений.
Модели кристаллических решеток
Раздел 1. Многообразие химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные
реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительновосстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические расчеты.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия
течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете
представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.
Лабораторные опыты:
№1 «Реакции обмена между электролитами».
Практические работы:
№1 Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».
12

Многообразие веществ
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор.
Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и сё
соли. Качественная реакция на хлорид-ионы.
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы.
Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её соли.
Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её
соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной
кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические
свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение,
применение. Соли аммония. Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в
лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты.
Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли.
Фосфорные удобрения.
Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода.
Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм.
Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические
соединения углерода. Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации
Образцы неметаллов. Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака.
Лабораторные опыты:
№2 «Качественные реакции на соляную кислоту и хлориды»
№3 «Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений»
№4 «Качественные реакции на сульфид-, сульфит и сульфат-ионы в растворе»
13

№5 «Взаимодействие солей аммония со щелочами. Качественная реакция на соли амония»
№6 «Качественная реакция на углекислый газ»
№7 «Качественная реакция на карбонат-ион»
Практические работы:
№2 Изучение свойств соляной кислоты. Качественная реакция на хлорид-ионы.
№3 Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и Сера»
№4 «Получение аммиака и изучение его свойств».
№5. Получение оксида углерода (IV) и взаимопревращение карбонатов в гидрокарбонаты.
Металлы.
Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическая связь. Физические
свойства металлов. Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов). Химические свойства металлов. Общие
способы получения металлов. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в
природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические
свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства
железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (Ш). Качественные реакции на ионы Fe2+ и
Fe3+.
Демонстрации
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов (натрия, лития и кальция) с водой.
Лабораторные опыты:
№8 «Изучение образцов металлов»
№9 «Взаимодействие металлов с растворами кислот»
№10 «Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов»
№11 «Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами»
№12.Получение гидроксидов железа (П) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами
Практическая работа.№6 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Краткий обзор важнейших органических веществ
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особенности
строения атома углерода в органических соединениях.
14

Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан, пропан — простейшие представители предельных
углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и
химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов.
Применение метана.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый рад непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические
свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение
этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатомные
спирты (этиленгликоль, глицерин), карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная), сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза,
крахмал, целлюлоза), аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации.
Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

4. Тематический план
8 класса
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Тема
Первоначальные химические понятия
Простые вещества
Вода. Растворы.
Количественные отношения в химии
Важнейшие классы неорганических
соединений
Периодический закон и периодическая
система химических элементов. Строение
атома.

практические
работы

Из них:
лабораторные
опыты

21

3

4

1

9

2

1

1

5

1

5

1

Количество
часов

контрольные работы

6
12

1

7

1

15

7

Химическая связь. Строение вещества.

6

8

Обобщение

2

Всего

68

7

10

практические
работы

Из них:
лабораторные
опыты

4

9 класса

№ п/п
1
2
3
4

Тема

Количество
часов

Повторение основных вопросов курса
химии 8 класса
Многообразие химических реакций

2

-

-

-

14

1

1

1

40
28
12

5
4
1

11
6
5

2
1
1

10

-

-

-

2
68

6

12

3

Многообразие веществ (всего)
Неметаллы
Металлы
Краткий обзор важнейших органических
веществ.
Обобщение и повторение
Всего

16

контрольные работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».