РАБ. ПРОГР. ИЗО 5-7 КЛ-

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» ------3
2. Содержание учебного предмета:
5 класс -----------------------------------------------------------------------------------------7
6 класс ----------------------------------------------------------------------------------------15
7 класс ----------------------------------------------------------------------------------------26
3.Тематическое планирование:
5 класс -------------------------------------------------------------------------------------- -28
6 класс ----------------------------------------------------------------------------------------28
7 класс ----------------------------------------------------------------------------------------29

2

Рабочая программа основного общего образования по «Изобразительному искусству» для 5-7 классов разработана с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе:
Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского, 5-9 классы ,
Просвещение, 2011 год.;
Учебного плана МБОУ «Удачненская школа» на 2019-2020 учебный год.
Программа ориентирована на использование учебников :
5 класс-Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.» Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М.
Неменского. — М., 2014г.
6 класс – Изобразительное искусство «Искусство в жизни человека»,Л.А.Неменская, Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014г.
7 класс – Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура – в жизни человека».А. С. Питерских .Г.Е.Гуров,под ред. Б.Н. Неменского,М:
Просвещение 2014 г.;
Рабочая программапредусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» для 5-7классов в объеме 102 ч.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Всоответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результатыосвоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
 осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
 понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
 освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных
формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и
искусства;
в трудовой сфере:
 овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
в познавательной сфере:
 овладение средствами художественного изображения;
 развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на
основе его эмоционально-нравственной оценки;
3

 формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результатыосвоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной афере:
 формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
 воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
 умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
 обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации
неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
 умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
 развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
 формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
 развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
 получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результатыосвоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
• эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
• восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
• активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
• художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
• понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образногоязыкаисредств художественной выразительности,
особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания
художественных образов;
• восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
• умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках,
книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
• диалогический подход к освоению произведений искусства;
• понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений
искусства;
в трудовой сфере:
4

применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественнотворческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные
образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических
искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного
опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной
позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и
искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны,
края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном
образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
•

5

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений
народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие
замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания
художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в
художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

6

3.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
5класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (34ч)
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образносимволического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского
искусства.
Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные
традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции
XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение
принадлежности к определенной человеческой общности.
Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка.
Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы..
Раздел 1. «Древние корни народного искусства» (8 ч)
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как
выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно
важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь,
солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковыемелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
Убранство русской избы .
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в
традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо,
рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) -подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
7

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.)
солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную
композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол —
земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный
угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы
быта и труда)Материалы:карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление
символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
Русскийнародный орнамент.
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента,
его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги
кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.
Народная праздничная одежда
Праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и
украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор головных уборов. Свадебный костюм.Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
8

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из
вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды
(рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Народные праздничные обряды .Обобщение.Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в
событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного
праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление
поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном
интерьере народного жилища.
Раздел 2.«Связь времен в народном искусстве» (7 ч)
Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в народных игрушках.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической
формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и
основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией
одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и
скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением,
дополненный изящной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной
гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
9

Краткие сведения из истории развития росписи. Изделия Городца. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялкии др.)
украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Искусство Жостова.Истоки и современное развитие промысла.
Краткие сведения из истории развития росписи. Изделия Жостова – национальное достояние отечественной культуры. Задание: выполнение
эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялкии др.) украшение его
традиционными элементами и мотивами жостовской росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,.Существует два типа
письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было
характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под
листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни .Обобщение
«Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство
художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Раздел 3.Декор – человек, общество, время. ( 11ч)
Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь
общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере
деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
10

Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни
современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
Роль декоративно-прикладного искусства в древнем обществе
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью
декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея,
ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание:1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором
используются характерные знаки-символы.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
Одежда говорит о человеке. Декоративное искусство Древней Греции ,Древнего Рима и Древнего Китая.
Задание : Выполнение эскиза костюма по выбору.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в
обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных
групп в разных странах».
Задание: выполнение итоговой коллективной работы (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а
также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). «Балл в интерьере дворца»
Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.
Украшения в жизни древних обществ.Греческая вазопись
Виды ваз. Стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике.
Задание: выполнение эскиза сосуда любой формы в чернофигурном стиле.
Материалы: бумага белая, гуашь, кисти, фломастеры.
Зрительный ряд: образцы Древнегреческой керамики (слайды, репродукции).
Литературный ряд: мифы Древней Греции.
11

О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца,
символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы,
символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Задание: используя язык символов придумать сой герб, герб своей семьи.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.
Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы русских городов», изобразительный материал с
примерами современных эмблем.
Задание: создание эскиза эмблемы к учебному кабинету.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества .Обобщение.
Задания:выполнение различных аналитически - творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев,
систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя
произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе
воплощения замысла.
Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен,
роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность
произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.Пластический язык материала, его роль в создании
художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге,
связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных
средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на
примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.
Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

12

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную
величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы:бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
Создание коллективной декоративной композиции. Мозаичное панно
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Выставка- семинар
Оформление школьной выставки по итогам года

6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часа
Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» ( 8 ч)
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные,
конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.

13

Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над
произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное
графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная туши и палочка, бумага.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров:
подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).
Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая
организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных
соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.)
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет
балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмина, О. Верейского, И. Голицына и др.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные
отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти.
Зрительный ряд: графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А.
Дейнеки, П. Митурича, Н.Тырсы и др.
Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и
его светлота. Изучение свойств цвета.
14

Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство
Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских
художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.
Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие
цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением
букетов.
Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные
материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства.
Задание: объемные изображения животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, мятая бумага, природные материалы.
Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра — работы В. Ватагина, И.Ефимова и др.; В.Серов.
Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон. Фото деревянной скульптуры в парке им А. Толстого в г. Брянске
Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности,
художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.
Раздел 2.«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)
Реальность и фантазии в творчестве художников.
15

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение
к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.
Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему
люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.
Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра
натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и
декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию,
ритм.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте —
«Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н. э.) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.);
изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения.
Натюрморт XVII, XVIII, XIX—XX веков. Натюрморт в творчестве художников Брянщины (К. Захаров, В Мурашко, В. Матюшин и др)
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно
увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства
выразительности. Выразительность формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.
Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ
изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
16

Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и
архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.
Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень»,
«рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации
композиции в картине.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага.
Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением;
наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи XVII—XVIII веков.
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой,
случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы
и инструменты художника, и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи
(обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния
изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и
т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: изображения в печатной графике — гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV—XVIII веков (А.
Дюрер.Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.
17

Выразительные возможности натюрморта. Обобщение темы
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его
представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в
искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: И.Грабарь. Неприбранный стол; Н.Сапунов. Ваза, цветы и фрукты; И.Машков. Хлебы. Д. Штерен-берг. Красный
натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской
земли, Листы чистой бумаги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.
Раздел 3. «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10ч)
Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального
человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский
портрет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса;
русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в
русском искусстве XX века.
Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и
симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза,
брови, подбородок, скулы и т. д.).
Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).
Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.
Изображение головы человека в пространств
18

Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и
призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и
бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Задание: объемное конструктивное изображение головы.
Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.
Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы; учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А.
Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П. Рубенс. Девять
различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт. Девять штудий голов.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности
графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.
Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.
Зрительный ряд: Г.Гольбейн Младший. Графические портреты; А.Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О.
Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля, Графические портреты брянских художников (В Хроменков, Т.
Папсуева, А. Ромашевский и др.)
Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности
скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы — круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса.
Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Бернини. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф. Шубин. Портрет
князя Голицына; Н. Андреев. Панька; А. Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша, Сказительница былин М.Д. Кривоколенова.
Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве.
Карикатура. Дружеский шарж.
19

Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.
Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш.
Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и графике;
сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.
Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу,
рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
Материалы: черная акварель, кисть, бумага.
Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М. Караваджо, К.
Брюллова; И. Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении.
Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в
XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
Материалы: карандаш, акварель, бумага.
Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова,
В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом;
портреты М. Врубеля.
Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и
живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В.Ван Гог. Портрет доктора
Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном.
20

Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность
героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Портретисты Брянщины
Зрительный ряд: произведения зарубежных и русских великих художников-портретистов, работы брянских художников-портретистов (М.
Решетнева, В. Волкова, В. Воробьева и др.)
Раздел 4. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч)
Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в
изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.
Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными
задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение
фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл.
Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки
зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески;
византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро деллаФранчески, АндреаМантеньи, Яна Ван Эйка,
Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.
Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота.
Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной
перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.

21

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правиле перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи
перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет мальчика; П. Делла Франческа. Городской пейзаж с изображение» идеального города; С.
Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. Новый Рим; И. Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И. Шишкин. Рожь.
Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и
романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного
пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может
быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их
деталями.
Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппликации.
Зрительный ряд: Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Времена года; С.Щедрин. Вид на
Капри; И. Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.
Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний
природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в
пейзаже-настроении. Знакомство с творчеством художников-пейзажистов Брянской области
Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от
состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В. Ван Гог. Пшеничное поле и
кипарисы; И. Левитан. Золотая осень, Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова,
А. Пластова и др.
Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».
Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных
изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием
аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
22

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиск с аппликацией на картоне.
Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — начала XX века,
город в живописи и графике в русском искусстве XX века. Графические архитектурные пейзажи художников Брянской области В. Сидорова
(альбом «Овстуг»), М. Бенцеля (серия «Пейзажи Брянска)
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.Обобщение.
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства.
Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения
изобразительного искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.

7класс
Дизайн и архитектура в жизни человека (34ч)
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного
искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой
работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков
и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и
видения мира. Основное внимание. посвящено изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих
среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный
уровень художественной культуры учащихся.
Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных
и очень разных процессов в искусстве.
Итоговая художественно-практическая работа учащихся осуществляется в форме художественно-творческих проектов с выполнением
необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания
роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы
учащихся.
Раздел 1.Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (8ч)
Введение в искусство архитектуры. Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн
23

Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне
Архитектура и её функции в жизни людей. Общее и разное в образноязыковых основах и жизненных функциях конструктивных и
изобразительных видов искусств. Общее и разное в образноязыковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных
видов искусств .Организация пространства вокруг архитектуры.
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8ч)
Ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Творчество великих архитекторов.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Важнейшие архитектурные элементы здания. Единство художественного и функционального.
Роль и значение материала и конструкции. Роль и значение цвета в архитектуре
Раздел 3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (10ч)
История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры .Развитие образного языка конструктивных
искусств. Среда жизни современного человека. Роль архитектурного дизайна. Интерьер. Историчность и социальность интерьера. Связь
природы и архитектуры. Истоки монументальных видов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве.
Раздел 4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры (8ч)
Ознакомление с известнейшими музеями России. Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля. Выполнение творческой работы
«Мой сад». Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности.
Создание композиционных макетов современной одежды.
Ознакомление с искусством грима, визажистики, причёски в разные эпохи.
Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов

24

3.Тематическое планирование
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
№
Наименование разделов и тем
План воспитательных мероприятий
раздела и
тем
1
Древние корни народного искусства
День знаний. Год науки и технологий.
2.
Связь времен в народном искусстве
Урок толерантности «Все мы разные, но
мы вместе»
3.
Декор — человек, общество, время
Беседа «Семейные ценности» Выставка
семейного творчества
4.
Декоративное искусство в современном
Беседа посвящённая Дню Победы
мире
«Помним сердцем».

Рабочая
программа
(часы)
8
7

2

Виды изобразительного искусства
основы их образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт.

3

Вглядываясь в человека.

4

Человек и пространство. Пейзаж.

1

1

11
8

всего
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека»
№
Наименование разделов и тем
раздела и
тем

Контрольные работы

1

34

План воспитательных мероприятий

Рабочая
программа
(часы)

и День знаний. Год науки и технологий
Урок толерантности «Все мы разные, но
мы вместе»
Беседа «Семейные ценности» Выставка 10
семейного творчества
Беседа посвящённая Дню Победы
«Помним сердцем».
25

Контрольные работы

8
8

1

8

1

всего

34

7 класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
№
раздела и
тем

Наименование разделов и тем

План воспитательных мероприятий

Рабочая
программа

Контрольные работы

(часы)
1

2

3

4

Дизайн и архитектура – конструктивные
искусства в ряду пространственных
искусств
Художественный язык конструктивных
искусств. В мире вещей и зданий

День знаний. Год науки и технологий

8

Урок толерантности «Все мы разные,
но мы вместе»

8

Город и человек. Социальное значение
дизайна и архитектуры как среды жизни
человека
Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Беседа «Семейные ценности»
Выставка семейного творчества

10

Беседа посвящённая Дню Победы
«Помним сердцем».

8

Всего:

34

26

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».