РП по музыке 1-4 класс

Оглавление:
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета................................................................................
2. Содержание учебного предмета......................................................................................................................
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...................

Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, на основе авторской программы по музыке — «Музыка. Начальная школа», авторов:
Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 1 класс - М.:
«Просвещение», 2014; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 2 класс - М.: «Просвещение», 2015; Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 3 класс - М.: «Просвещение», 2015; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 4 класс - М.:
«Просвещение», 2015.
Рабочая программа предусматривает изучение предмета «Музыка» в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из
расчета 1 час в неделю), во 2 классе на предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю), в 3 классе на предмет «Музыка»
отводится 34 час (из расчёта 1 час в неделю), в 4 классе на предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).
Всего – 135 часов.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Удачненская школа» на 2019 – 2020 учебный год.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы по музыке.
Личностные универсальные учебные действия
( у обучающегося будут сформированы):
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;
- образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном
символе России (гимн);
- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание
настроения других людей.
( обучающийся получит возможность для формирования):
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного
творчества;
- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;
- представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.

Регулятивные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
(обучающийся получит возможность научиться):
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.
Познавательные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых(задания типа «Выясни у
взрослых…»);
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- читать простое схематическое изображение;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика,
ритм, мелодия);
- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных
детских инструментах и т.д.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты
(обучающийся научится):
- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
- различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные
особенности;
- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
- понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
- размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
- различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров ( симфонического, народных инструментов, духового), звучания
музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров ( детского и взрослого);
- различать звучание музыкальных инструментов;
- различать жанры народной музыки и основные её особенности;
- передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах
дирижирования и др.;
- воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;
- воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;
- понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения;
- участвовать в музыкальных драматизациях;
(обучающийся получит возможность овладеть):
- представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной
музыке, о музыке разных народов;
- представлениями о творчестве композиторов;
- представлениями о музыкальных жанрах.

2. Содержание учебного предмета
1 класс, музыка
Раздел I. «Музыка вокруг нас» (15 часов)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа
многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в
музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие
картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел II. «Музыка и ты» (18 часов)
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки).
Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников
Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств
человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные
инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального
спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий,
представленных в рабочей тетради.
2 класс , музыка
Раздел 1. «Россия – Родина моя» (2 часа)
Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы
России. Гимн-главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России
(Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» (7 часов)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С.Прокофьева. Песенность, танцевальность,
маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке,
колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальный инструмент— фортепиано, его
выразительные возможности. Звучащие картины.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» (7 часов)
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр
Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы.
Праздники Русской Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской
народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа:
проводы зимы (Масленица), встреча весны.
Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (7 часов)
Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного
спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов.
Раздел 6. «В концертном зале» (3часа)
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и
различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки
В.-А.Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор,
контраст.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)
Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные
инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта,
Г.Свиридова. Д.Кабалевского. Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад – цвет). Международные
конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С.Прокофьева, П. Чайковского.

3 класс, музыка
Раздел 1. «Россия – Родина моя» (5 часов)
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие
картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция,
приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Раздел 2. «День, полный событий» (5 часов)
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке.
Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная
сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера.
Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» (4 часа)
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери
Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Господень в Иерусалим),
Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в
церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы
былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в
народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 часов)
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях
оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем: характеристик действующих лиц, сценических ситуаций,
драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский). Мюзикл – жанр легкой музыки (Р. Роджерс,
А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.
Раздел 6. «В концертном зале» (5 часов)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра.
«Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их
выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная,
вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании
музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.Свиридова.
Музыкальные иллюстрации.
Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа
джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ – певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая
общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
4 класс, музыка
Раздел 1. «Россия – Родина моя» (4 часа)
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и
композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая,
солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения.
Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С.
Прокофьева (кантата). Звучащие картины.
Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм» (3часа)
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий
Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.
Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской
православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого
Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Раздел 3. «День, полный событий» (5 часов)
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в
творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М.Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г.Свиридов и др.). Многообразие жанров
народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера: романсы,
инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А.Пушкина.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных
песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева,
инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и
передачи музыкального фольклора.
Раздел 5. «В концертном зале» (8 часов)

Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации,
сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л.
Бородина. П.Чайковского, С.Рахманинова. Л.Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф.Шопена (полонезы, мазурки, вальсы,
прелюдии), М.Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы
Раздел 6. «В музыкальном театре» (7 часов)
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития
действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития
музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные
мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности
мелодики, ритмики, манеры исполнения. Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Нравственные
подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья
Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения:
стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха –
«праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке
русских композиторов. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные
праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа)
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С.
Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная
выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная
песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и
сказок в произведениях Н.Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

3. Тематическое планирование
1 класс, музыка
№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Раздел 1
Раздел 2
Итого:

« Музыка вокруг нас»
«Музыка и ты»

Рабочая
программа
(часы)
15
18
33

2 класс, музыка
№
раздела и тем
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Раздел 7

Наименование разделов и тем
« Россия-Родина моя»
« День, полный событий»
«О России петь — что стремиться в храм»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«В музыкальном театре»
«В концертном зале »
« Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье.»
Итого:

Рабочая
программа
(часы)
2
7
7
3
5
5
5
34

3 класс, музыка
№
раздела и
тем
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Раздел 7

Наименование разделов и тем
« Россия-Родина моя»
« День, полный событий»
«О России петь — что стремиться в храм»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«В музыкальном театре»
«В концертном зале »
« Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье.»
Итого:

Рабочая
программа
(часы)
5
5
4
4
6
5
5
34

4 класс, музыка
№ раздела и тем
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Раздел 7

Наименование разделов и тем
« Россия-Родина моя»
«О России петь — что стремиться в храм»
« День, полный событий»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«В концертном зале »
«В музыкальном театре»
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.»
итого:

Рабочая
программа
(часы)
4
3
5
3
8
7
4
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».