Оглавление: 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета................................................................................ 2. Содержание учебного предмета...................................................................................................................... 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы................... Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы по музыке — «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010. Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 1 класс - М.: «Просвещение», 2014; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 2 класс - М.: «Просвещение», 2015; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 3 класс - М.: «Просвещение», 2015; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 4 класс - М.: «Просвещение», 2015. Рабочая программа предусматривает изучение предмета «Музыка» в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2 классе на предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю), в 3 классе на предмет «Музыка» отводится 34 час (из расчёта 1 час в неделю), в 4 классе на предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю). Всего – 135 часов. В соответствии с учебным планом МБОУ «Удачненская школа» на 2019 – 2020 учебный год. 1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы по музыке. Личностные универсальные учебные действия ( у обучающегося будут сформированы): - эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения; - образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн); - интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности; - первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений; - этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека; - выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других людей. ( обучающийся получит возможность для формирования): - нравственно-эстетических переживаний музыки; - восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества; - позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности; - представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата. Регулятивные универсальные учебные действия (обучающийся научится): - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. (обучающийся получит возможность научиться): - понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; - выполнять действия в опоре на заданный ориентир; - выполнять действия в громкоречевой (устной) форме. Познавательные универсальные учебные действия (обучающийся научится): - осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых(задания типа «Выясни у взрослых…»); - расширять свои представления о музыке; - ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; - работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; - читать простое схематическое изображение; - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); - строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки. Коммуникативные универсальные учебные действия (обучающийся научится): - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.); - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; - следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности. - выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; - понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; - контролировать свои действия в коллективной работе; - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки. Предметные результаты (обучающийся научится): - эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров; - различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности; - эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания; - воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений; - понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа; - узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; - размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке; - соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы); - различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров ( симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров ( детского и взрослого); - различать звучание музыкальных инструментов; - различать жанры народной музыки и основные её особенности; - передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.; - воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы; - воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях; - понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; - выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки; - выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения; - участвовать в музыкальных драматизациях; (обучающийся получит возможность овладеть): - представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов; - представлениями о творчестве композиторов; - представлениями о музыкальных жанрах. 2. Содержание учебного предмета 1 класс, музыка Раздел I. «Музыка вокруг нас» (15 часов) Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел II. «Музыка и ты» (18 часов) Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. 2 класс , музыка Раздел 1. «Россия – Родина моя» (2 часа) Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн-главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 2. «День, полный событий» (7 часов) Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С.Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальный инструмент— фортепиано, его выразительные возможности. Звучащие картины. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» (7 часов) Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров. Раздел 5. «В музыкальном театре» (7 часов) Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов. Раздел 6. «В концертном зале» (3часа) Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А.Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов) Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г.Свиридова. Д.Кабалевского. Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад – цвет). Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С.Прокофьева, П. Чайковского. 3 класс, музыка Раздел 1. «Россия – Родина моя» (5 часов) Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Раздел 2. «День, полный событий» (5 часов) Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ). Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» (4 часа) Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины. Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 часов) Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем: характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский). Мюзикл – жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Раздел 6. «В концертном зале» (5 часов) Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов) Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ – певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. 4 класс, музыка Раздел 1. «Россия – Родина моя» (4 часа) Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины. Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм» (3часа) Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Раздел 3. «День, полный событий» (5 часов) «В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М.Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г.Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А.Пушкина. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Раздел 5. «В концертном зале» (8 часов) Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П.Чайковского, С.Рахманинова. Л.Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф.Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М.Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы Раздел 6. «В музыкальном театре» (7 часов) События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа) Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н.Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского. 3. Тематическое планирование 1 класс, музыка № раздела и тем Наименование разделов и тем Раздел 1 Раздел 2 Итого: « Музыка вокруг нас» «Музыка и ты» Рабочая программа (часы) 15 18 33 2 класс, музыка № раздела и тем Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 Раздел 6 Раздел 7 Наименование разделов и тем « Россия-Родина моя» « День, полный событий» «О России петь — что стремиться в храм» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» «В музыкальном театре» «В концертном зале » « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.» Итого: Рабочая программа (часы) 2 7 7 3 5 5 5 34 3 класс, музыка № раздела и тем Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 Раздел 6 Раздел 7 Наименование разделов и тем « Россия-Родина моя» « День, полный событий» «О России петь — что стремиться в храм» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» «В музыкальном театре» «В концертном зале » « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.» Итого: Рабочая программа (часы) 5 5 4 4 6 5 5 34 4 класс, музыка № раздела и тем Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 Раздел 6 Раздел 7 Наименование разделов и тем « Россия-Родина моя» «О России петь — что стремиться в храм» « День, полный событий» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» «В концертном зале » «В музыкальном театре» « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.» итого: Рабочая программа (часы) 4 3 5 3 8 7 4 34