РП по музыке 5 класс

Оглавление:
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
2.Цели и задачи учебного предмета «Музыка»……………………………………………….4
3.Содержание учебного предмета………………………………………………………………6
4.Личностные результаты………………………………………………………………………8
5.Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса………………………….13

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении
всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции,
разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости,
с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития
внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия
музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция,
сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода,
позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе
является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке,
произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления
национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом
виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является
способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий,
обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
3

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности.
Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование
всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в
соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного
общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса,
используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а
также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

4

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и
интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в
образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического
комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса,
самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы
невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического
переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия
разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе
культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов
музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
5

аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской
деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых
программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия
лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и
современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности
изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими
преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6

Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Фольклор — народное творчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).
Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора — основоположника
национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.).
Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в
прошлые века и сегодня.
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы,
народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).
Русская исполнительская школа
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве
и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.
И. Чайковского
Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и литература
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Единство
7

слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в
инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.
Музыка и живопись Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиковВыразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно —
созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д.
Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.).
4.ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии
учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и
традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их
вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и
сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в
своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих
конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в
8

процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к
природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки
как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой
музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального
искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной
безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных
целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в
экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
9

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни,
включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях
творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные
задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными
ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности
к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном
включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего
человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной
культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение
и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
10

— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие
политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»: знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм,
импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух
отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
11

различать и анализировать средства

выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т.
п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального
произведения

12

5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по музыке 5-8 классы "Уроки музыки" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. Москва "Просвещение" 2017 год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
nsportal.ru material

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».