РП по музыке 5-8 класс

Оглавление
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета..........................................................................................
2. Содержание учебного предмета.................................................................................................................................
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...................

Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка 5-8 кл.»/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2016. Музыка. 6 класс. учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П.
Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2014. Музыка 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д.
Критская – М.: Просвещение, 2014. Музыка. Учебник Музыка 8 класс (Электронный ресурс) сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.:
Просвещение, 2017г.
Рабочая программа предусматривает изучение предмета «Музыка» в 5 – 8 классах на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из
расчета 1 час в неделю).
Всего – 136 часов.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Удачненская школа» на 2019 – 2020 учебный год.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы по музыке.
Личностные универсальные учебные действия
( у обучающегося будут сформированы):
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;
- образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном
символе России (гимн);
- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание
настроения других людей.
( обучающийся получит возможность для формирования):
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;

- представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
Регулятивные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
(обучающийся получит возможность научиться):
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.
Познавательные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых(задания типа «Выясни у
взрослых…»);
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- читать простое схематическое изображение;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика,
ритм, мелодия);
- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных
детских инструментах и т.д.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты
(обучающийся научится):
- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
- различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные
особенности;
- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
- понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
- размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
- различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров ( симфонического, народных инструментов, духового), звучания
музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров ( детского и взрослого);
- различать звучание музыкальных инструментов;
- различать жанры народной музыки и основные её особенности;
- передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах
дирижирования и др.;
- воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;
- воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;
- понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения;
- участвовать в музыкальных драматизациях;
(обучающийся получит возможность овладеть):
- представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной
музыке, о музыке разных народов;
- представлениями о творчестве композиторов;
- представлениями о музыкальных жанрах.

2. Содержание учебного предмета
5 класс, музыка
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».
Тема года: “Музыка и другие виды искусства” (34 час )
Раздел 1 “Музыка и литература” (15 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых
лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также
таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных
звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка.
Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что
роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной,
религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности
каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая
жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на
телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Раздел 2 “Музыка и изобразительное искусство” (19 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы,
изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет,
мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку,
мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем
воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты
людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках.
Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы

борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора,
художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование
различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
6 класс, музыка
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися
основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных
композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Раздел1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (15 часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс,
баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы,
симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы
западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Раздел 2 . «Мир образов камерной и симфонической музыки» (9 часов)
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и
пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и
различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие
нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита,
вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного
сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония,
симфония-действо.
Раздел 3 «Мир музыкального театра. Связь времен» (10 часов)
Авторская песня – прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие
различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и
творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рокопера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных
образов.
7 класс, музыка
Основу программы составляет отечественное и зарубежное высоко – художественное музыкальное наследие, современная музыка
различных стилей и жанров, духовная (церковная) и светская музыка. В процессе обучения у школьников расширяются представления о
музыкальном творчестве отечественных композиторов и зарубежных, осваивают стилистику современных композиторов, а также творчество
композиторов песенников и артистов эстрады; многообразие современной музыкальной жизни (авторская песня, электронная музыка и др.).

Школьники знакомятся с искусством интерпретации, музыкальными исполнительскими коллективами и с выдающимися российскими
исполнителями.
Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» (15 часов)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер,
балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра,
ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де,
музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся
исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. Использование
различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (19 ч.)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и
противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого,
воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование
классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и
исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания
музыкальных произведений.
8 класс, музыка
Раздел 1. Классика и современность (16 ч.)
Раздел 2 Традиции и новаторство в музыке (18 ч.)
Основное содержание музыкального образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями: «Классика
и современность», «Традиции и новаторство в музыке». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного
представления об музыкальном искусстве. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа
национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность и специфика её преломления в народном и
профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства,
взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной
культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.
3. Тематическое планирование
5 класс, музыка
№
Наименование разделов и тем

Рабочая

раздела и тем
Раздел 1
Раздел 2
Итого

“Музыка и литература”
“Музыка и изобразительное искусство”

программа
(часы)
15
19
34

6 класс, музыка
№
раздела и тем

Наименование разделов и тем

Раздел 1

«Мир образов вокальной и инструментальной
музыки»
«Мир образов камерной и симфонической музыки»
«Мир музыкального театра. Связь времен

Раздел 2
Раздел 3
Итого

7 класс, музыка
№
раздела и тем
Раздел 1
Раздел 2

Наименование разделов и тем

«Особенности драматургии сценической музыки»
«Особенности драматургии камерной и
симфонической музыки»

Итого

8 класс, музыка
№
раздела и тем

Рабочая
программа
(часы)
15
9
10
34
Рабочая
программа
(часы)
15
19
34

Наименование разделов и тем

Рабочая
программа

Раздел 1
Раздел 2
Итого

«Классика и современность»
«Традиции и новаторство в музыке»

(часы)
16
18
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».