география 6 -9класс ФГОС

Оглавление.
1.Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса…………………………………………………… 3
2.Содержание учебного предмета, курса……………………………………………………………………………………............. 9
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы........................................ 22

2

Программа составлена согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на
основе примерной программы География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы/
В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2013.
Ориентирована на учебники:
География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.:
Просвещение, 2014 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
География 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.:
Просвещение, 2014 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
География 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.:
Просвещение, 2014 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
География 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.:
Просвещение, 2014 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Согласно учебному плану МБОУ «Удачненская школа» обучение географии в 6 классе предусматривается в объеме 1 час в неделю, в
7-9 классах - 2часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры
своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а
также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и
3

личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых
познавательных интересов;
4) Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными
пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и мира;
6) Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно
возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;
участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
9) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
12) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
4

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты:
6-й класс .Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему
проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9-й классы Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных
и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложенному и самостоятельно составленному
плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и
целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и
способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
6-й клас
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы,
различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
5

пр.).Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.
7–8 классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления род-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать модели с
выделениемсущественных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного
вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные
технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные
средства и сервисы. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания
учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития
(1-я линия развития); освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление
учащихся (2-я линия развития); использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социо-природных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития); использование карт как
информационных образно-знаковых моделей действительность.
Коммуникативные УУД:
6-й класс Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с
достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в
6

его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной
позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами
изучения курса «География» 6–9-х классах являются следующие умения:
6-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
3-я линия развития – использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных
ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
7-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
7

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном
уровнях.
3-я линия развития – использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный
потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных
итехногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей
среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и
отдельных стран мира.
8-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
3-я линия развития – использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
8

4-я линия развития – использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения,
деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. 9-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
3-я линия развития – использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения,
деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
9-й класс:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
9

– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– определять причины и следствия геоэкологических проблем;
– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
3-я линия развития – использование географических умений:
– прогнозировать особенности развития географических систем;
– прогнозировать изменения в географии деятельности;
– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
– определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения,
деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Содержание учебного предмета, курса
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ.
(6 класс 34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли(11 часов)
Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы,
проливы. Виды морей: окраинные, внутренние. Острова и полуострова. Свойства воды. Температура и соленость вод Мирового океана.
Движения воды в океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки,
Части реки . Озера. Виды озер. Пруды и водохранилища. Болота, их значение и использование .
Практическая работа№ 1. Обозначение на контурной карте гидрологических объектов. № 2. Составление сравнительной характеристики.
10

Тема 2. Атмосфера-воздушная оболочка Земли (12 часов)
Строение атмосферы. Состав атмосферного воздуха. Температура воздуха. Тепло в атмосфере. Особенности суточного хода температуры
воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины образования ветра. Бриз. Влага в
атмосфере. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода ( причины ее изменения, предсказание погода) и
Климат. Типы воздушных масс. Климатические факторы: зависимость климата от географической широты и высоты местности над
уровнем моря. Стихийные явления в атмосфере.
Практическая работа№. 3. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе № 4. Решение задач на определение амплитуды,
средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой. № 5 Составление графика
изменения температуры воздуха, построение диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности.
Тема 3. Биосфера-живая оболочка Земли (3 часа)
Биосфера. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов
к среде обитания в разных природных зонах. Круговорот веществ в биосфере. Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Биосфера
–сфера жизни.
Тема 4. Географическая оболочка Земли(6 часов)
Географическая оболочка: состав, границы, строение. Широтная зональность и высотная поясность. Закон географической зональности.
Природные зоны Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека
Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурного ландшафта.
Практические работы№ 6 Описание природного комплекса своей местности.
Повторение (2ч.)
ГЕОГРАФИЯ. СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ
7 класс (68 ч; 2 ч в неделю)
Введение (2 ч)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей
средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые
территории. Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах.
Общегеографические и тематические карты. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ
фотографий, рисунков, картин.
Тема 1. Население Земли (4 ч)
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки.
Основные религии мира.
11

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы
городов и сельских поселений. Численность населения Земли.
Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам:
численность, размещение и средняя плотность.
Практическая работа 1. Сравнение демографических показателей на различных материках. Решение практических задач по населению.
Тема 2. Природа Земли (12 ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры.
Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые
области. Складчатою глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные
ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение
полезных ископаемых.
Практическая работа 2.Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на
разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс
и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические
пояса Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса.
Климат западных и восточных побережий материков.
Практическая работа 3. Определение климатических поясов и областей мира. Составление описание одного из климатических поясов.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения
Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли.
Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия.
Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям.
Основные причины различий флоры и фауны материков. Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на
Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием
человека.
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий,
Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы
Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.
12

Практическая работа 4. Составление комплексной характеристики двух океанов (на выбор).
Материки. Материки как природные комплексы Земли. Как мир делится на части. Материки — Евразия, Африка,
Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия
Тема 4. Материки и страны (42 ч)
Африка (7ч.): образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Природа
Африки. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их
зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и
этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка: путешествие. Путешествие с учебником и картой —
способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.
Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы.
Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности
природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна:
особенности природы.
Африка: путешествие. Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших
рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория —
Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения.
Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР. Египет. Визитная карточка.
Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет —
мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.
Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях.
Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».
Практическая работа 5. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных
географических объектов Африки.
Австралия (3ч.): образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров
Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур
и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие
органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра.
Население. Занятия населения. Австралия- путешествие. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения.
Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой
Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия.
Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.
13

Практическая работа 6. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных
географических объектов Австралии.
Антарктида (2ч.): образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды.
Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Природа Антарктиды. Растительный и животный
мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды. Географическая исследовательская
практика.
Практическая работа 7. Определение географических координат крайних точек Антарктиды. Нанесение на контурную карту природных
географических объектов Антарктиды.
Южная Америка (7ч.): образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки.
Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом
Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира.
Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.
Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь
коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование.
Хозяйственная деятельность.
Южная Америка- путешествие. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке.
Особенности природы. Река Парана. Южная Америка- путешествие. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу.
Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. Амазония.
Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов.
Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу:
особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима —
Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы:
происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта
«Хозяйственное освоение. Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».
Практическая работа 8. Определение географических координат крайних точек Антарктиды. Нанесение на контурную карту природных
географических объектов Южной Америки.
Практическая работа 9.Разработка туристического маршрута по Южной Америке с использованием различных источников
географической информации
Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. (7ч.) Англо-Саксонская Америка .США и Канада: сходство и различия.
США и Канада — центры мировой экономики и культуры. Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского
моря. Маршрут
14

Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — ЛосАнджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо. Северная Америка: путешествие.
Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут СанФранциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и
«кукурузный» пояса. Северная Америка: путешествие.Маршрут Чикаго - - Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк
— финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия. США. Визитная карточка. Место на карте. Место в
мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.
Практическая работа 10. Определение географических координат крайних точек Антарктиды. Нанесение на контурную карту
природных географических объектов Северной Америки.
Практическая работа 11. Составление комплексной характеристики одной из стран Северной Америки (по выбору в виде презентации
или описания).
Евразия ( 16ч.) Географическое положение. Евразия образ материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего
оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат
материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.
Европа в мире. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа.
Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы. Европа- путешествие. Маршрут Исландия —
Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон —
Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы:
особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Европа- путешествие.
Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.
Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная.
Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут
Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.
Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.
Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.
Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.
Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население.
Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования
народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.
Азия: путешествие. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье:
особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий.
15

Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные
месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные
ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент —
Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма.
Гималаи. Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Азия:
путешествие. Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга:
особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай —
Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы:
происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия. Визитная карточка. Место на
карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.
Практическая работа 12. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных
географических объектов Евразии .
Практическая работа 13. Определение отличий клим. областей умеренного пояса Евразии на основе анализа клим. карт и климатограмм.
Заключение. Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное
государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.
Итоговое обобщающее повторение(2ч.). Повторение номенклатуры.
ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ 8 класс (68 ч; 2 ч в неделю)
Введение.(1) Место курса география России в системе географических наук. Цели и задачи курса. Методы исследований. Источники
географической информации. Связь с другими науками.
Тема 1. Россия в мире (9)
Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Россия на карте мира. Место России
среди других государств мира. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и
пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса.
Местное и поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Районирование России..Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление.
Федеративное устройство страны. России. Политико-адмиистративное деление страны. Субъекты федерации, их равноправие и
разнообразие.
Формирование территории России. Изменение границ. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение
территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров,С. Крашенинников.
16

Национальное богатство и наследие России. Федеральное устройство страны России
Практическая работа № 1. Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России.
№ 2. Решение задач по определению поясного времени для различных регионов России.
Тема 2. Население России (10 ч)
Численность населения России .Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема
для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Прогнозы изменения численности населения России.
Половозрастная структура населения России. Продолжительность жизни. Мозаика народов. Этнос. Этническая территория. Этническая
структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа.
Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России.
Роль крупных городов в размещении населения. Урбанизация.
Города и сельские поселения. Урбанизация Типы городов. Крупнейшие города и городские агломерации. Сельская местность. Функции
сельской местности.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Неравномерность
распределения трудовых ресурсов. Рынок труда родного края.
Практическая работа № 3 Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения
России, особенностей его национального состава и урбанизации.
Тема 3. Природа России (23 ч)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Тектоническое строение территории России.
Основные формы рельефа страны.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние
человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Ресурсы земной коры. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные
месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России:
землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта. Рельеф своего края.
Практическая работа № 4 Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.
17

№ 5 Определение зависимости между строением поверхности, рельефом и размещением полезных ископаемых на территории России
Климат России. Факторы, определяющие климат России. Роль подстилающей поверхности в формировании климата. Понятие «солнечная
радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность
Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий
на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон. Подстилающая поверхность- как
фактор климатообразования. Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности
зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата.
Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское
хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических
условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления. Климат своего края.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и
Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки.
Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота.
Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Ресурсы рек. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Внутренние воды и водные ресурсы своей местности.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система
европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Практическая работа № 6 Работа с картографическими источниками: нанесение и описание объектов гидросферы России.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв России. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв.
Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное
использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего края.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (6 ч)
Северные безлесные зоны. Арктика, тундра и лесотундра. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный
мир. Занятия населения.
18

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия
населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России. Степи и лесостепи. Особенности
лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и
хозяйства в горах.
Практическая работа№ 7. Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон страны.
Тема 5. Хозяйство (18 ч)
Развитие хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
Условия и факторы развития предприятий. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности экономики России. Структура хозяйства своей области, края. Типы
предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Угольная промышленность. Значение комплекса в
хозяйстве страны.
Нефтяная промышленность. Газовая промышленностьОсобенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные
месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Практическая работа № 8. Нанесение на контурную карту основных районов добычи угля, нефти и природного газа.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по
территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды. Металлургия.
История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Черная металлургия. Цветная металлургия.
Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей
среды и здоровье человека.
Практическая работа № 9. Обозначение на контурной карте главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и
цветных металлов.
Машиностроение . Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных
отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности
размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие
химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
19

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок.
Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство . Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы
России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические
культуры. Районы возделывания технических культур.
Животноводство. Особенности животноводства России . Агропромышленный комплекс. Пищевая промышленность. Состав пищевой
промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой
промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Транспортная инфраструктура России.Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта.
Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные
и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России.
Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.
Практическая работа № 10. Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России.
Социальная инфраструктура.Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы
обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Тема 6. Наше наследие (1 ч) Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические
комплексы. Взаимосвязи в комплексе.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических
ситуаций. Понятие «качество жизни». Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный
долг».Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.
Повторение (1ч.).
ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ. 9 класс (68 ч; 2 ч в неделю;)
Регионы России (12 ч)
Росси на карте мира.Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н.
Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного
освоения. Административно-территориальное деление России. Районирование россии. Крупные регионы России. Европейская Россия.
Азиатская Россия. План характеристики географического района. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и
Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Дальний Восток. Особенности природы
Крыма. Северный Кавказ. Экологическая безопасность России.
20

Практическая работа № 1.Определение положительных и отрицательных черт географического положения России.
Практическая работа №2.Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных регионов России.
Европейская Россия (35 ч)
Тема 1. Центральная Россия (10 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные
ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности.
Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного
природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. Центральный район. Географическое
положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Города Центральной России. Города науки. Проблемы сельской
местности. Волго-Вятский район. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства. Москва и
Подмосковье. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа № 3.Составление сравнительной характеристики экономических районов Центральной России.
Тема 2. Северо-Запад (6 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения
территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Экологические проблемы города. Калининградская область. Особенности географического положения Калининградской
области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и
перспективы развития.
Тема 3. Европейский Север (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения
территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население Европейского
Севера. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Хозяйство Европейского Севера.
Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. Учимся с «Полярной звездой». Составляем карту.
Тема 4. Европейский Юг (5 ч)
Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Население Европейского Юга. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного
Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.
21

Хозяйство Европейского Юга. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону,
Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития. Учимся с «Полярной звездой».
Развитие рекреации на Северном Кавказе.
Практическая работа № 4. Создание презентационных материалов об одном из субъектов Европейского юга на основе различных
источников информации.
Тема 5. Поволжье (4 ч)
Поволжье. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Население Поволжья. Этническое разнообразие и
взаимодействие народов Поволжья. Хозяйство Поволжья. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития
Поволжья.
Практическая работа № 5.Составление характеристики одной из отраслей промышленности.
Тема 6. Урал (6 ч)
Урал. Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей
России. Природные условия и ресурсы. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население и города Урала.
Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск,
Соликамск. Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России.
Хозяйство Урала. Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы
развития Урала.
Практическая работа №6. Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.
Азиатская Россия (14 ч)
Тема 7. Сибирь (8 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети.
Многолетняя мерзлота. Освоение территории и хозяйство. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные
народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль.
Западная Сибирь. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного
природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития.
Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал —
объект Всемирного природного наследия. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города:
22

Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района. Учимся с «Полярной звездой». Проект. «Путешествие по
Транссибу».
Практическая работа № 7. Оценка природно- ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири
Тема 8. Дальний Восток (6 ч)
Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность.
Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира.
Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Дальний Восток: освоение территории и населения. Коренные народы. Хозяйство Дальнего Востока.Основные отрасли специализации.
Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего
Заключение (6 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами..
Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Практическая работа№8.Анализ внешнеэкономических связей России
Тематическое планирование 6 класс
План воспитательных мероприятий

№
раздела
1

Наименование темы

2

Атмосфера – воздушная оболочка
Земли

3
4
5

Биосфера – живая оболочка Земли
Географическая оболочка Земли
Повторение
Итого

Гидросфера – водная оболочка Земли

День Знаний Международный
день распространения грамотности.
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет.
Предметны олимпиады
День Земли. Экологический урок
Урок Памяти
День Земли. Экологический урок.

23

Рабочая
программа(часы)
11

Практические
работы
2

12

3

3
6
2
34

1
6

Тематическое планирование 7 класс
План воспитательных мероприятий

№ пп

Раздел, тема

1

Введение

2

Население Земли

3

Природа Земли

4
5
6

Природные комплексы и регионы
Материки и страны
Повторение
Итого

День Знаний. Международный день
распространения грамотности.
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет.
Предметные олимпиады
Всероссийский урок «Экология и
энергосбережение»
Урок –диспут «День толерантности».
Интеллектуальные интернет – конкурсы
День Земли. Экологический урок

Рабочая
программа (часы)
2

Практические
работы

4

1

12

2

6
42
2
68

1
9
13

Тематическое планирование 8 класс
№ раздела, Наименование разделов и тем
тем
1
Введение
2
Россия в мире
3

Население России

План воспитательных мероприятий

Рабочая
программа(часы)
1
распространения 9

День Знаний
Международный день
грамотности.
Всероссийский
урок
безопасности 10
школьников
в
сети
Интернет.
24

Практические
работы
2
1

4

Природа России

5
6

Природно-хозяйственные зоны
Хозяйство России

7

Повторение
Итого

№ темы

Наименование темы, раздела

1

Раздел 1.Регионы России
Раздел 2. Европейская Россия

2

Тема1 Центральная Россия

3

Тема 2 Северо-Запад

4

Тема 3 Европейский север

5

Тема 4 Европейский Юг

6
7

Тема 5 Поволжье
Тема 6 Урал
Раздел 3Азиатская Россия

Предметные олимпиады
Всероссийский
урок
«Экология
и
энергосбережение»
Интеллектуальные интернет – конкурсы
Всемирный день приветствий. Урок
–общения. Урок открытых мыслей.
День Земли. Экологический урок

Тематическое планирование 9 класс
План воспитательных мероприятий
День Знаний
Международный день распространения
грамотности.
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет.
Предметные олимпиады
Всероссийский урок «Экология и
энергосбережение»
Уроки по «пожарной и
электробезопасности».
Урок памяти. Всемирный день
приветствий. Урок –общения
Урок –диспут «День толерантности».
День Российской науки
День Земли. Экологический урок
25

23

3

6
18

1
3

1
68

10

Рабочая
программа(часы)
12
35

Практическая
работа
2

10

1

6
5
5
4
6
14

1
1

8
9
10

Тема 7 Сибирь
Тема 8 Дальний Восток
Заключение
итого

Урок исследование «Космос —это мы»
8
Урок Победы
6
День славянской письменности и культуры. 6
68

26

1
1
8

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».