РАБ ПРОГР Биология 6-9класс Пасечник

Оглавление:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса................................................................................................... 3
2. Содержание учебного предмета, курса..........................................................................................................................................5
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы..................................... 15

Рабочая программа по биологии 6-9 класс составлена согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования на основе:
Рабочей программы Биологии. 5-9 класс. Предметная линия учебников «Линия Жизни». М.«Просвещение»,2011г. (авторы: В.В. Пасечник,
С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк..)
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Биология. 5-6класс. Предметная линия учебников «Линия Жизни». В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Москва:
«Просвещение»,2020г.
Биология. 7класс. Предметная линия учебников «Линия Жизни». В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Москва:
«Просвещение»,2020г.
Биология. 8класс. Предметная линия учебников «Линия Жизни». В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Москва:
«Просвещение»,2022г.
Биология. 9класс. Предметная линия учебников «Линия Жизни». В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Москва:
«Просвещение»,2022г.
Согласно учебному плану МБОУ «Удачненская школа» обучение биологии в 6 и7 классах предусматривается по 1часу в неделю, в 8 и 9 по
2 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентации
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от-ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения
живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний
видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета «Биология» 6 класс
(34часа в год, 1час в неделю)

Жизнедеятельность организмов (15 ч)
Обмен веществ – главный признак жизни. Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов.
Автотрофные и гетеротрофные организмы. Удобрения. Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органически е.
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Симбиоз у бактерий и
грибов. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Дыхание растений. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и
межклетников в газообмене у растений. Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть
обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Удаление продуктов обмена
веществ из организма животного через жабры, кожу, лёгкие, почки. Размножение организмов, его значение. Бесполое размножении. Половое

размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции.
Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и
эволюции органического мира.
Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.
Л/р №1«Передвижение веществ по побегу растения».
Л/р №2«Вегетативное размножение комнатных растений».
Строение и многообразие покрытосеменных растений (19 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение
стебля. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Половое и бесполое (вегетативное)
размножение покрытосеменных растений. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Класс
Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Многообразие живой природы и ее охрана.
Л/р №3 «Строение семян двудольных и однодольных растений.»
Л/р №4 «Стержневые и мочковатые корневые системы.»
Л/р № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле».
Л/р № 6 « Внутреннее строение ветки дерева»
Л/р № 7 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Л/р № 8« Строение кожицы листа»
Л/р № 9 «Строение клубня, луковицы, корневища».
Л/р №10 «Строение цветка».
Л/р № 11 «Соцветия».
Л/р №12 «Классификация плодов»
Л/р №13 «Семейства двудольных».

Л/р № 14 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».
Содержание учебного предмета «Биология» 7 класс
(34часа в год, 1час в неделю)
Царство Животные
Введение. Общие сведения о животном мире (2ч.)
Особенности,многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение
животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни
человека.
Одноклеточные животные (3ч.)
Общая характеристика простейших. Корненожки. Жгутиконосцы и инфузории. Происхождение простейших. Значение простейших в
природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых одноклеточными животными.
Л.р.№1 «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших»
Многоклеточные животные. Беспозвоночные (11ч.)
Организм многоклеточного животного.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение
кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика.
Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.
Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи —
переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Многообразие насекомых. Поведение насекомых, инстинкты.
Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые-вредители.
Л.р.№2 «Изучение многообразия тканей животных»
Л.р.№3 «Изучение пресноводной гидры»

Л.р.№4 «Изучение внешнего строения дождевого червя»
Л.р.№5 «Изучение внешнего строения насекомого».
Позвоночные животные (13ч.)
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика
надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи
с водным образом жизни. Размножение и развитие, миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в
природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего
строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных.
Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения
пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в
природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего
строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц.
Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения,
скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение.
Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных
заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы
млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих.
Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приёмы выращивания домашних млекопитающих и ухода за ними.
Экскурсия: Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Л.р.№6 «Изучение внешнего строения рыбы».
Л.р.№7«Изучение внешнего строения птицы».
Экосистемы (4ч.)
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Цепи питания как пути передачи энергии в экосистеме. Среда обитания организмов.
Экологические факторы. Биотические и антропогенные факторы. Искусственные экосистемы и их особенности.
Содержание учебного предмета «Биология» 8 класс
(68ч. в год,2ч. в неделю)
Введение. Науки о человеке(3ч)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс

наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место
человека в системе животного мира. Сходство и различия человека и животных. Особенности человека как социального существа.
Происхождение современного человека. Расы.
Глава 1. Общий обзор организма человека (3ч)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Атомно-молекулярный, клеточный и тканевый уровни. Органный
уровень. Уровень систем органов. Организм человека. Регуляция процессов жизнедеятельности.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
Лабораторная работа№1: Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
Глава 2. Опора и движение (7 ч)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических
упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при
травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи
при травмах опорно-двигательной системы.
Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Лабораторная работа №2: Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Практические работы№1: Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц).
Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет.
Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторная работа №3: Изучение микроскопического строения крови.
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (3 ч)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция
работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой
помощи при кровотечении.

Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие
природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторная работа№4:Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
Глава 5. Дыхание (5 ч)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха.
Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Лабораторная работа№5: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Лабораторная работа№6: Определение частоты дыхания.
Глава 6. Питание (6 ч)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки,
жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их
роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы
оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (5 ч)
Обмен веществ и превращение энергии - необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом
обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека.
Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой
деятельности».
Практическая работа№2:Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Глава 8. Выделение продуктов обмена (2ч)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек.
Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Глава 9. Покровы тела (3ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах,
обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной
салфетки.
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция
деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и
периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы
«Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с
откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Практическая работа№3: Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической
системы автономной нервной системы при раздражении.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного
и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и
колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Лабораторная работа№7:Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по моделям или наглядным пособиям).
Глава 12. Психика и поведение человека (5 ч)
Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей
нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь,
мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и
передаче информации из поколения в поколение.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная
организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы,
гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии
установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Лабораторная работа№8: Оценка объема кратковременной памяти с помощью теста.
Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических
знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее
профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после
рождения».
Глава 14. Человек и окружающая среда (3 ч)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение
правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
Повторение 2ч.
Содержание учебного предмета «Биология» 9класс
(68ч. в год,2ч. в неделю)
Введение. Биология в системе наук (2 ч.)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических
исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности
человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке (10 ч.)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной
теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и
ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его
космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков.
Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК
и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лр. р.№1:Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (6ч.)
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа
бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток,
органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления
организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития
высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Глава 3. Основы генетики (10 ч.)
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов.
Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное
скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое
обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная
роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия
в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль
условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих
влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лр. р.№2:Изучение изменчивости у растений и животных.

Лр. р.№3:Изучение фенотипов растений.
Пр. р.№1:Решение генетических задач.
Глава 4. Генетика человека (4 ч.)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на
генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лр. р.№4:Составление родословных.
Глава 5. Основы селекции и биотехнологии (3ч)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы;
портреты селекционеров.
Глава 6. Эволюционное учение (8 ч.)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат
эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная
эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль
естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального
природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость
и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде
обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной
биологической эволюции.
Лр. р.№5:Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч.)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну
различных эр и периодов.
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (19 ч.)
Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы.
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в
экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические
проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и
экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема
влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Лр. р.№6:изучение приспособлений организмов к определенной среде обитания.
Лр. р.№7:Строение растений в связи с условиями жизни.
Лр. р.№8:Описание экологической ниши организма:
Лр. р.№9:Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме
Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе»

№
Наименование разделов и тем
раздел
а и тем
1.
I Жизнедеятельность

Тематическое планирование 6класс
План воспитательных мероприятий.
День знаний. Дни финансовой

Рабочая
программа
(часы)
15

Лаборат.
работ

Контроль
ных работ

2

1

организмов.
2.

II Строение и многообразие
покрытосеменных растений.

грамотности. Предметные олимпиады.
Всероссийский урок безопасности школьников в
сети Интернете

19

Итого
№
раздел
а и тем

1

2

Одноклеточные животные
Многоклеточные животные.
Беспозвоночные
Позвоночные животные

5

Тематическое планирование 7класс
План воспитательных мероприятий

Наименование разделов и тем
Введение.
Общие сведения о животном
мире

3
4

34

Экосистемы
Итого

Рабочая
программа
(часы)
2

День знаний.
Дни финансовой грамотности.
Дистанционные олимпиады на
сайте Учи.ру, работа на сайте
Решу ВПР
Предметные олимпиады.
Всероссийский урок безопасности школьников в
сети Интернет.
Урок исследование «Космос — это мы», День
Птиц.
День Земли.Экологический урок

№
Наименование разделов и тем
раздел
а и тем
1.
Введение. Биология в системе наук

1

14

2

Лаборат.
работ

Контроль
ных работ

1
3
11
13

4

1

2

1

7

2

Лаборат.
Работ/Практи
ч.работы

Контроль
ных работ

4
34

Тематическое планирование 8класс
План воспитательных
Рабочая программа
мероприятий
(часы)
День знаний. Дни

12

3

2
3.

Глава 1. Общий обзор организма человека
Глава 2. Опора и движение

4.

Глава 3. Внутренняя среда организма

5

Глава 4. Кровообращение и
лимфообращение
Глава 5. Дыхание
Глава 6. Питание
Глава 7. Обмен веществ и превращение
энергии
Глава 8. Выделение продуктов обмена
Глава 9. Покровы тела
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности организма

6
7
8
9
11
12

финансовой
грамотности.
Предметные олимпиады.
Дистанционные
олимпиады на сайте
Учи.ру, работа на сайте
Решу ВПР
Всероссийская акция «Час
кода».
Урок исследование
«Космос — это мы».
Всероссийский урок
безопасности школьников
в сети Интернет.
Я слышу мир ( ко
Всемирному дню глухих)

3

1/1
7
4

1

5
6
5

3

1

0/1

2
3
8
1

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы
Глава 12. Психика и поведение человека

5
5

15

Глава 13. Размножение и развитие человека

4

16

Глава 14. Человек и окружающая среда
Повторение
Итого

3
2
68

Наименование разделов и тем

1

3

13
14

№

1

Тематическое планирование 9 класс
План воспитательных мероприятий

1

1

Рабочая

7/2

4

Лаборат.

Контроль

раздел
а и тем
1.
Введение. Биология в системе
наук
2
Глава 1. Основы цитологии науки о клетке
3
Глава 2. Размножение и
индивидуальное развитие
(онтогенез) организмов
4
Глава 3. Основы генетики
5

Глава 4. Генетика человека

6

Глава 5. Основы селекции и
биотехнологии
Глава 6. Эволюционное учение
Глава 7. Возникновение и
развитие жизни на Земле
Глава 8. Взаимосвязи организмов
и окружающей среды
Итого

7
8
9

День знаний. Дни финансовой
грамотности.
Предметные олимпиады.
Дистанционные олимпиады на сайте Учи.ру,
работа на сайте Решу ВПР
Всероссийская акция «Час кода».
Урок исследование «Космос — это мы».
Всероссийский урок
безопасности школьников
в сети Интернет.
Урок Генетики
Естественный отбор в космосе ( Ко Дню
космонавтики)
Акция «Чистый Крым»

программа
(часы)
2

Работ/Практи
ч.работа

10

1

ных работ

1
6
10

2/1

4

1/1

3
8
6
2
68

1
1
1
4

1

9/2

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».