ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ МБОУ «Удачненская школа» 1.Общее положения 1.1 Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Удачненская школа» Красногвардейского района Республики Крым (далее — школа). 1.2 Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетньх документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», письмом Мин образования России от 23.03.2004 № 14-51-70/13 «О Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения›. 1.3 Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно- информационными ресурсами. 1.4 Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются настоящим положением о библиотеке и правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы. 1.5 Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно- гигиеническими требованиями. 2. Цели, задачи, функции библиотеки 2.1. Основными целями и задачами библиотеки школы являются: — обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); 1 цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; — привлечение учащихся к систематическому чтению учебной, художественной, научно- популярной литературы; — организация чтения в целях успешного изучения учащимися учебных предметов, лучшего усвоения учебных программ; - содействие развитию познавательных интересов и способностей учащихся; - обучение основам библиотечно-библиографической грамотности; -содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд; -совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирования комфортной библиотечной среды. 2.2 Библиотека выполняет следующие функции: 2.2.1 Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно- популярными документами на традиционных и не традиционных носителях информации; - осуществляет размещения организацию и сохранность документов. 2.2.2 Создает информационную продукцию: - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; - организует и ведет справочно- библиографический аппарат: картотеки, библиографические указатели и рекомендательные списки литературы, энциклопедии, словари и справочники 2.2.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно- информационное обслуживание учащихся: - предоставляет информационные ресурсы на различных носителях; - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной , самообразовательной и досуговой деятельности учащихся; -организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности. 2.2.4 Осуществляет дифференцированное библиотечно- информационное обслуживание педагогических работников -выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием учащихся; --осуществляет текущее информирование (обзоры новых поступлений); 2 - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры учащихся; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами. 2.2.5 Осуществляет дифференцированное библиотечно- информационное обслуживание родителей (законных представителей) учащихся: - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; -консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; - консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся. 3. Организация деятельности библиотеки 3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы. 3.2. Руководство библиотекой осуществляет педагог-библиотекарь, который назначается директором школы. 3.3. Педагог-библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями. 3.4. Педагог библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждении следующие документы: - положение о библиотеки, правила пользования библиотекой; -планово-отчетную документацию. -технологическую документацию. 3.5. Структуру библиотеки составляют: -абонемент; -читальный зал; -отдел учебников; 3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с программами и планами работы библиотеки школы на основе библиотечно-информационных ресурсов. 3.8. Библиотека обеспечивается: -комплектованием библиотечно-информационных ресурсов; -необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров и в соответствии с положениями санитарных правил и нормативов, обеспечивающими сохранность книг; -современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами. 3 3.9. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников, и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы. 3.10. Режим работы библиотеки определяется педагогом-библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: -двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной работы; -одного раза в месяц- санитарного дня ,в который обслуживание пользователей не производится; - не менее одного раза в месяц- методического дня. 4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда 4.1. Сведения о включаемых в библиотечный фонд документах фиксируется в книге суммарного учета библиотечного фонда. 4.2. Документы, подготовленные к приему в библиотечный фонд, подвергаются первичной обработке и индивидуальному учету. 4.3. Индивидуальный учет документов осуществляется путем присвоения штемпелевания каждого поступившего экземпляра и занесения в учетные формы. 4.4 Индивидуальный учет периодических изданий ведется в регистрационной картотеке периодических изданий 4.5 На документах, являющихся приложением к основному носителю и его неотъемлемой частью, проставляются те же реквизиты, что и на основном документе. 4.6 Первичные учетные документы, подтверждающие факт поступления, передаются в бухгалтерию для включения в учет библиотечного фонда. 4.7 Документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств. Выбывающие документы исключаются из библиотечного фонда и списываются. 4.8 Выбытие документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда по форме 0504144 (далее – акт о списании), утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2014г. №52н 4.9 К акту о списании прилагается список на исключение объектов библиотечного фонда (далее- список), который включает следующие сведения 4 : инвентарный номер, фамилию автора , зафиксированную в регистре индивидуального учета документов, коэффициент переоценки, цену после переоценки и общую стоимость исключаемых документов. 4.10 К ату о списании по причине утраты и списку прилагаются документы, подтверждающие утрату(пояснительная записка , в случае кражи и хищенияпротокол, акт, заключение, уполномоченных органов) ) 4.10 После завершения мероприятий , предусмотренных актом о списании, первый экземпляр акта о списании со списком и документом , подтверждающим выбытие, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается в библиотеке. 5. Проверка наличия документов библиотечного фонда 5.1 Проверка наличия документов библиотечного фонда (далее- проверка фонда) производится в обязательном порядке: - при выявления фактов хищения , злоупотребления или порчи документов; - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; - при реорганизации или ликвидации библиотеки. 5.2 При выявлении процессе проверки фонда отсутствующих документов невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в соответствии с действующим законодательством. 6. Делопроизводство 6.1 Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по правила ведения делопроизводства. 6.2 В библиотеке ведутся и хранятся: - книги индивидуального и суммарного учета документов библиотечного фонда: - инвентарные книги; -книги суммарного учета; -акты о списании исключенных объектов библиотечного фонда; - учетные документы, подтверждающие поступление документов в библиотечный фонд( накладные, акты о приеме, акты сдачи приемки) - акты о результатах проведения проверки наличия библиотечного фонда. 5